«В начале было Слово…». Действительно, слово служит истоком для многого, как для побед и возвышений, так и для поражений и падений. Чтобы разобраться с PR и коммуникационным стратегиями, нужно кое-что зарубить на носу. PR — это про слово, про коммуникацию, про продвижение. Когда компании нечего сказать, или говорит она неказисто, то о полномасштабном развитии бренда и «победой» над конкурентами, трудно размышлять.
Теперь более подробно про PR, коммуникацию, продвижение. PR-стратегия — это лишь часть стратегии бренда или компании, здесь стоит сделать акцент на слове «часть», важно помнить, что ваша PR-стратегия одно целое с деятельностью компании, будь то с отделом PR или маркетинга, рекламы. Она должна быть монолитна с брендом, с каждой его составляющей. Целью PR-стратегии является построение эффективной коммуникации и обмен информацией с целевыми сегментами для продвижения бренда, продукта, компании, и получении обратной связи. Во время разработки PR-стратегии анализируются: образ компании, стоящие перед ней задачи, основные информационные тренды и медиаканалы.
Зачем нужна PR-стратегия?
С помощью PR-стратегии бренд или компания формируют спрос и занимаются продвижением через коммуникацию и общение с целевой аудиторией. Воздействие на сегменты происходит в информационном, эмоциональном и поведенческом уровне. PR-стратегия состоит из трех блоков: креативный, медийный и маркетинговый.
Какие задачи у каждого из блоков PR-стратегии?
Маркетинговый блок отвечает за:
- донесение преимуществ бренда;
- формирование уникального торгового предложения;
- способы выделится среди конкурентов;
- повышение лояльности клиентов.
- создание фирменного стиля;
- разделение эмоциональных и рациональных векторов компании;
- разработка сообщений для ЦА в разных сегментах.
- выбор медийных каналов.
Они же все одинаковые..?
Маркетинг, PR и реклама – вот три настоящих всадника апокалипсиса, потому что их зачастую принимают друг за друга и путают. Надо срочно разобраться, что относится к продвижению, что к деньгам и продажам.
Рекламная стратегия – это стратегия оптимальной формы, содержания, времени и пути доставки массового рекламного сообщения до определенной аудитории компании. Если визуализировать картину, то рекламная стратегия –– это своего рода курьер, который развозит заказы до покупателей, при этом важно отметить, что речь идет об односторонней коммуникации.
Ключевой вопрос: Как усилить и поддержать эффект прямой рекламы?
Маркетинговая стратегия – это совокупность средств, с помощью которых достигается коммерческая цель. Вся работа, направлена на удовлетворение запросов аудитории бренда и получение прибыли.
Ключевой вопрос: Что делать, чтобы достичь коммерческой выгоды?
PR-стратегия – это про создание позитивного образа и имиджа бренда, компании, услуги, продукта и повышение репутации, для этого требуется постоянная коммуникация и взаимодействие с аудиторией.
Ключевой вопрос: Каким образом будет заинтересован потребитель? и откуда он будет узнавать о нас?
Шаг за шагом: как устроена PR-стратегия
Шаг 1: Анализ
Один из важнейших этапов, поскольку от качества аналитической работы будет зависеть ваша дальнейшая работа. Нужно провести глубинное интервью с топами компании, проанализировать сильные, слабые стороны бренда (SWOT, Pestel — станут для вас привычным делом), изучите инфополе компании и ее присутствие в медиапространстве.
Шаг 2: Целеполагание
Разберитесь, что вам нужно сделать. Грамотно поставьте цели и задачи вашей PR-стратегии.
Шаг 3: Позиционирование
То, как компания должна выглядеть в глазах потребителя. На данном этапе особое внимание стоит уделить анализу целевой аудитории. Сформируйте ключевые сообщения для каждого сегмента, чтобы он легко запоминался и вызывал эмоциональный отклик.
Шаг: Подбор каналов и инструментов. Медиапланирование
Ваша задача – составить набор наиболее эффективных каналов, форматов и инструментов, с помощью которых будете доносить необходимые сообщения бренда до нужной аудитории.
Шаг 5: Бюджетирование
Этап, на котором вам предстоить разобраться с денежным вопросом: планирование и разработка бюджетов. Быстро, дешево и хорошо – три слова, которые вместе, к сожалению, несовместимы. Обычно удаётся отработать по двум фронтам, поэтому не откладывайте сметы в долгий ящик.
Шаг 6: Оценка эффективности
KPI – три буквы, про которые придется помнить в течение всего времени работы над PR-стратегией. Вы должны на берегу договорится с клиентом или руководством о целях и задачах PR-стратегии и от этого выставлять показатели KPI, их много, но абсолютно все вам не понадобятся.
Спасаем от разбитых коленок в PR-стратегиях: основные ошибки
- Плохо собрана информация для аналитики, что влечет за собой выбор неправильных инструментов продвижения.
- Отсутствует точное описание и сроки цели.
- Нет четкого медиаплана, коммуникации выстраиваются непостоянно
- Неправильно определена ЦА, как результат — сообщение не попадает в цель.
- Неподходящие каналы продвижения, где нет целевой аудитории
- Нет учета тенденций рынка.
- Реклама не цепляет: послания обыденные и ничем не выделяются.
- Необученный персонал.